Сеть автомобильных дорог Узбекистана

Узбекистан – одна из наиболее развитых стран в Средней Азии, претендующая на звание лидера в данном регионе. Ее площадь составляет 450 тыс. км, численность населения – 28 млн. чел. Наличие большого количества залежей полезных ископаемых, в частности, золота, способствующего пополнению золотого запаса, а также урана, поставляемого на экспорт, дает все основания для стремительного роста и развития государства. 

Далеко не последнюю роль в этом играет сеть автомагистралей, от которой напрямую зависит качество транспортного сообщения, а значит, успешная торговля и прочие важнейшие отрасли человеческой жизни. Транспортную систему автомобильных дорог Узбекистана можно назвать относительно развитой как для азиатского государства.

Автомобильные трассы пронизывают страну по всем направлениям и связывают все крупные города между собой, а также с крупными транспортными узлами других государств. О том, в каком состоянии находится современная дорожная инфраструктура и каковы ее перспективы, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Дороги Узбекистана, основные направления внутренних трасс

Автомобильные дороги в государстве заметно различаются между собой. Крупные трассы международного и межобластного сообщения характеризуются неплохим качеством, это широкие ровные шоссе с хорошей разметкой. Но есть и так называемые такыры – дороги, представляющие собой сухую смесь песка и пыли. В сухую погоду на них порой буксуют даже вездеходы, а вот после дождя на поверхности образовывается корка, покрытие становится более-менее сносным. 

Тем не менее, более 80 процентов всех автомагистралей имеют твердое дорожное покрытие, в общем и целом транспортная система государства полностью удовлетворяет внутренним потребностям. Большая часть автодорог – это трассы государственного и международного значения с усовершенствованным покрытием. 

Для активного развития внутренних автомобильных дорог общего пользования, для приведения их в соответствие с высокими международными стандартами, а также для обеспечения всех условий для эффективных круглогодичных пассажирских и грузоперевозок в 2007 году была разработана многолетняя Концепция развития автомобильных дорог общего пользования Республики Узбекистан. 

Дороги Узбекистана

Для реализации прописанных в данном документе задач позже правительство страны приняло проект реконструкции и развития узбекской нацмагистрали и Программу об ускорении развития инфраструктуры транспортно-коммуникационного строительства. Их целью стало создание единой транспортной системы, которая соединит все регионы страны 4-полосными автодорогами первой категории.

Согласно карте автомобильных дорог Узбекистана, общая протяженность автотрасс государственного значения составляет 14 тыс. 100 км, местного значения – 24 тыс. 614 км. 

Так как большую часть страны занимают горы и пустыни, многие населенные пункты находятся в долинах возле рек, поэтому равномерными узбекские дороги назвать нельзя. Здесь стоит выделить такие основные автопути:

  •  Сеть шоссе и трасс, которые охватывают преимущественно юго-восточное направление – именно там сосредоточены города со значительной частью населения.
  •  Шоссе, которые пересекают территорию государства с севера на юг и связывают более мелкие населенные пункты.
Важно

Отличным качеством характеризуется автомобильная трасса от Бухары на Ташкент через Самарканд и Навои.

Чтобы попасть со столицы в Ферганскую долину, одно из наиболее популярных среди туристов мест, придется ехать через перевал, другой дороги нет, да и  эту часто закрывают в связи со сложными погодными условиями. Отдельного внимания заслуживает внутреннее транспортное сообщение, организованное с использованием машин такси.

Они с успехом заменяют оставляющие желать лучшего автобусные рейсы и связывают между собой не только крупные города, но и мелкие населенные пункты. Если маршрут длинный, найти водителя, готового доставить пассажиров от начального к конечному пункту, бывает непросто, поэтому пассажиры передвигаются «на перекладных».

Дороги, соединяющие с соседними странами

Говоря об автомагистралях международного значения, которые связывают Узбекистан с соседними и не только странами, важно отметить трассу, которая связывает РУ с Российской Федерацией. Она тянется от Нукуса до Термеза, проходит через Бухару, Карши. Несколько лет назад на самом протяженном участке этой магистрали прошла серьезная реконструкция при участии специалистов из Германии и Южной Кореи, в результате наиболее проблемный ранее отрезок пути превратился в бетонку отличного качества. 

Вообще через территорию Узбекистана проходит два десятка международных автомобильных транспортных направлений, которые ориентированы:

  1.  На север и северо-запад (соединяют государства с Россией, Украиной и рядом европейских государств).
  2.  На запад и юго-запад (Иран, Турция, Кавказ).
  3.  На юг (выход в Иран, Афганистан, через него – в Пакистан и такие важные морские порты, как Бендер Аббас, Чахбехар).
  4.  На восток в КНР.

Дорожная инфраструктура: мосты, развязки, места для отдыха

Транспортна инфраструктура Узбекистана в последние несколько лет начала активно развиваться, далеко не последнюю роль в этом сыграла уже упомянутая нами Концепция. Ведется строительство автомобильных дорог по ключевым направлениям, вводятся в эксплуатацию новые объекты дорожной инфраструктуры. Так, несколько месяцев назад был представлен проект реконструкции путепровода поблизости столицы. Речь идет об автодороге над Малой кольцевой, ведущей в аэропорт Ташкента. 

Дороги Узбекистана

Указанный путепровод был построен в далеком 1967 году, в 2008 его расширили, но в виду увеличения транспортного потока пропускная способность объекта недостаточна для того, чтобы наладить беспрепятственное сообщение со столь важным узлом. По этой причине будет проведена реконструкция, уже начато строительство круговой развязки. 

Путепровод удлинят до 650 метров и расширят до 30, а его высота увеличится с 8 метров сейчас до 15 в ближайшем будущем. Это позволит упростить движение автомобильного транспорта, повысить уровень безопасности на указанном участке и уменьшить количество заторов на прилегающих улицах. 

Качество дорожного покрытия

Состояние дорожного покрытия в Узбекистане напрямую связано со значением той или иной автомобильной дороги. Крупные республиканские трассы характеризуются превосходным качеством, многие их участки были построены или капитально отремонтированы совсем недавно. 

Ровный асфальт, качественная разметка, разделительные полосы, отбойники – все, как и должно быть согласно международным требованиям и стандартам. К таким автомагистралям можно отнести, например, уже упомянутую нами выше трассу Ташкент - Самарканд, а также две других трассы, которые пересекают территорию государства с севера на юго-восток и находятся параллельно границе с Туркменистаном.

Дороги местного значения тоже покрыты асфальтом, они несколько хуже, но для проезда пригодны. Трафик на них небольшой, климат и отсутствие обильных осадков оказывают положительное влияние на качество покрытия. 

Текущее и перспективное дорожное строительство в Узбекистане

По информации комитета автомобильных дорог Узбекистана, в последнее время, а именно с 2018 года, кардинально изменился подход к качеству строительства и ремонта автомобильных магистралей в стране. Из Республиканского дорожного фонда начали выделять средства на ремонт всех без исключения автодорог, включая внутрихозяйственные, городские и т.д. 

Дороги Узбекистана

Существенно увеличились и объемы проведения ремонтных работ. Так, если в 2016 в Республике отремонтировали только 1 тыс. км дорог, то в 2017 соответствующий показатель  достиг цифры в 3,5 тыс. км. Отдельно следует затронуть вопрос о грунтовых дорогах, которых хватает во всех государствах Средней Азии и не только.

Без них не обойтись, но в последние годы политика правительства направлена на то, чтобы постепенно изменять покрытие на все большем количестве дорог местного значения, к примеру, с грунтовых на гравийные, а с гравийных – на асфальтированные. Для этой цели даже специально закупают битум, так как своего в стране недостаточно. 

Заключение

Состояние автомобильной сети Узбекистана пока далеко от идеала, но комплексная политика руководства страны способствует стремительному изменению ситуации в лучшую сторону. Если обратиться к статистике, можно увидеть, что по количеству и плотности автодорог Узбекистан занимал 4 место в бывшем СССР. 

Сейчас делается все для того, чтобы не только сохранить существующие транспортные артерии, но и приумножить их, улучшить текущее состояние и сделать их пригодными для эксплуатации в любых погодных условиях.

Рейтинг: 6
Всего оценок: 2 Комментариев: 0 Просмотров: 3907
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 28-09-2021 / Обновлено: 28-09-2021
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: