Автотранспортная логистика Узбекистана

Транспортная логистика в Узбекистане представляет собой организационную систему, созданную для обеспечения импорта, экспорта и внутреннего перемещения разных видов продукции.

Перевозка осуществляется ж/д, автомобильным или авиатранспортом с применением логистических центров, современных устройств связи / оборудования и минимальными затратами. Ниже рассмотрим направления, поговорим о разных видах перевозки в стране, ограничениях на ввоз / вывоз и перспективах развития.

Что такое транспортная логистика

Логистическая система— комплекс элементов, участвующих в перемещении грузов из одной точки в другую. В состав входит транспорт, логистические центры и персонал.

Важно

Целью транспортной логистики является доставка товара в заданную точку с сохранением цены / качества и минимальными расходами. Для реализации задачи можно использовать личный транспорт или услуги специализированных компаний.

Транспортные затраты составляют 50% логистических затрат, что требует правильного выбора в отношении следующих моментов:

  • вид транспорта;
  • маршрут;
  • направление;
  • промежуточные логистические центры;
  • документальное оформление и т. д.

В функции транспортных компаний логистики входит создание плана и организация доставки, заполнение документации, погрузка-разгрузка, предоставление информации клиентам и оптимизация перевозки для снижения расходов.

При организации процесса проводится следующая работа:

  • подбор пунктов доставки;
  • анализ качества груза;
  • определение пути движения;
  • выбор транспорта и перевозчика;
  • определение ключевых точек на маршруте;
  • контроль товара при перевозке;
  • снижение расходов.

При определении транспорта и маршрута учитывается дальность перевозки, география, особенности груза, требования к хранению и транспортировке. После первого анализа понятно, какой транспорт использовать. Это могут быть автомобили и ж/д, морские и речные суда (при наличии такой возможности), авиатранспорт.

Перед сотрудничеством исполнитель и заказчик оформляют договор, в котором прописано обязательство доставить груз в определенный срок и по определенной цене.

Транспортировка подразумевает собой оформление следующей документации: накладная, счет-фактура и доверенность на провоз. Могут потребоваться и другие документы в зависимости от выбранного транспорта.

Железнодорожные и авиационные перевозки Узбекистана

Автотранспортная логистика Узбекистана

Основным способом перевозки грузов в Узбекистане считается железная дорога. На нее приходится 90% всего транспортного оборота в стране. Такой вариант доставки рекомендуется для крупных, негабаритных и сверхкрупных грузов, наливной или живой продукции.

В 2022 году протяженность железной дороги в стране около 7,4 тысяч километров. Из них 1,3 тысячи электрифицированные. Основная линия представляет собой Закаспийскую ж/д, соединяющую Ташкент и города на речке Амударья. Управление ж/д Узбекистана возложено на госкомпанию, образованную в 1994-м и имеющую в штате свыше 5,7 тысяч

Страна имеет развитое ж/д-сообщение с Таджикистаном, Киргизией, Казахстаном, Афганистаном и Таджикистаном. Имеется связь со многими городами в РФ: Челябинск, Рязань, Пенза, Уфа, Самара, Петербург, Оренбург и другие. 

Перевозчик, получивший задание на транспортировку груза по железной дороге, выполняет комплекс задач:

  • создание схемы доставки;
  • решение вопроса о подаче пустых контейнеров для загрузки и их перевозки на станцию;
  • организация отгрузки в составе грузовых / маршрутных поездов;
  • оформление документации;
  • контроль движения контейнеров с информированием заказчика;
  • отправка и прием товара на ж/д станциях;
  • страховка.

Авиаперевозки — самый быстрый способ доставить груз из одной точки в другую. На 2022 году в стране свыше 50 аэропортов, из которых работает около 20. Шесть из них имеют взлетно-посадочную полосу с длиной более 3 км. Также в стране действует 12 международных аэропортов, а наиболее крупный — Ташкент (Южный). Из него регулярно осуществляются вылеты в Стамбул, Астану, Санкт-Петербург, Прагу, Париж и другие города.

Автотранспортная логистика Узбекистана

Стоимость авиаперевозки включает в себя:

  • авиационный тариф;
  • хранение груза в течение 3-х дней;
  • сборы: топливный, по безопасности, терминальный, накладной.

Авиаперевозки отличаются высокой скоростью и безопасностью доставки. Груз приходит заказчику в ближайшие дни, а происшествия в небе происходят реже, чем в случае с автомобильным или железнодорожным транспортом. Во время транспортировки обеспечивается необходимая влажность и температура, что важно для электроники, живых существ, лекарств или цветов.

Движение может осуществляться пассажирским, грузовым или чартерным рейсом напрямую или с пересадками. С учетом этого выбирается тип перевозки:

  • генеральная — доставка товара в определенное место;
  • попутная — использование самолета, который перемещается в том же направлении;
  • сборная — выполнение нескольких заказов одновременно, имеющих один маршрут.

Логистическая компания решает вопросы по экспортному оформлению, контролю перемещения грузов, оформлению на таможне и страхованию. Также выполняется работа по сюрвей, переупаковке товара и доставке в указанный пункт. Маршрут, особенности и способ доставки разрабатываются индивидуально с учетом особенностей заказа.

Автомобильные перевозки Узбекистана

Перевозки автотранспортом отличаются удобством и пользуются спросом в Узбекистане. Общая протяженность дорог превышает 200 000 км. По ним ежедневно перевозятся грузы в Бухару, Ташкент, Ангрен и другие населенные пункты. Такой способ доставки удобен, благодаря нескольким факторам:

  • выбор оптимальной грузоподъемности;
  • небольшая цена;
  • быстрая доставка продукции, которая быстро портится;
  • минимум документации.

Работники логистической компании разрабатывают оптимальный маршрут, учитывающий простой и дополнительные расходы. Готовится пакет документации для пересечения границы (если это планируется).

В зависимости от ситуации предлагается несколько вариантов доставки товара:

  • от пункта отгрузки до определенной точки;
  • доставка на склад для сборки и дальнейшей отправки на одной машине;
  • поставка в морские порты с последующей транспортировкой по территории Узбекистана.

Для перевозки применяются разные виды транспорта: автопоезд, тентовый или шторно-бортовой прицеп, мегатрейлер, юмба, термо / изотермический прицеп, рефрижератор или 2-этажное прицепное устройство. Они имеют грузоподъемность 12-24 тонны и внутренний объем до 120 куб. метров.

Чего и сколько вывозят из Узбекистана и завозят в Узбекистан автомобильным транспортом

При организации поездки необходимо учитывать, что можно завозить и вывозить из страны, и в каких количествах.

Правила по ввозу:

  • Валюта. Без ограничений, но с декларированием по форме Т-6. Если сумма больше 5000 USD, выдается удостоверение ТС-28.
  • Внутренние деньги. До 50 размеров минимальной зарплаты. До 5-ти — без декларации, больше 5-ти — с заполнением формы Т-6.
  • Запреты. Запрещен ввоз продукции, которая несет риски для государства, пропагандирует насилие, расизм, ненависть, войну, а также изделия порнографического типа.
  • Лимиты. Без пошлины пропускаются товары на сумму до 1000 USD при ввозе их несопредельных государств или до 10 USD при ввозе из смежных стран. Акциз не оплачивается при соблюдении при ввозе следующих ограничений: пиво и алкоголь (2 л), табак (10 пачек), кондитерские изделия (5 кг), икра и ее заменители (1 и 0.5 кг соответственно), зерновые и мучные изделия (10 кг), парфюмерия (2 ед), одежда (по 1 ед), ковры (15 кв. м), часы (2 ед) и т. д. 

Правила по вывозу:

  • Валюта. Резидентам — до 2000 USD без разрешения, а выше 2000 USD с одобрением узбекского Центрального банка. Нерезидентам — в пределах суммы, которая была завезена в республику с учетом декларации. Дорожные чеки вывозятся с указанием в декларации Т-6. Правила для национальной валюты такие же, как при ввозе. 
  • Запреты. Нельзя вывозить хлебобулочные изделия, сахар, крупу, мясо, скот, пищевые субпродукты, птиц, зерновые. Также в категорию запрещенных входит лом / отходы цветмета, предметы старины, кожевенное сырье, пух и мех, коконы шелкопряда и т. д.
  • Ограничения. Разрешается вывоз определенных товаров при соблюдении определенных лимитов: нефть и продукты переработки (20 л), цемент (100 кг), жиры (2 кг), вата из текстиля и товары из материала (5 кг), шины (2 шт), холодильник (1 шт), кондиционер (1 шт), краски и лаки (10 кг), изолированные провода (50 м) и т. д.

Более точные данные можно узнать в правилах таможенного оформления.

Перспективы развития автотранспортной логистики в Узбекистане

Одна из приоритетных задач правительства Узбекистана — развитие автотранспортной логистики. Такая необходимость обусловлена ростом экспорта и импорта продукции. В 2022 года внешнеторговый оборот превысил отметку в 40 млрд долларов и в сравнении с 10 годами ранее увеличился почти в 8 раз. Больше всего товаров продается в РФ, доля которой составляет около 25%. Далее идет Китай, Казахстан и другие страны.

За время независимости в государстве проведены крупные преобразования, реализуются госпрограммы по приватизации транспортных объектов для повышения эффективности. Проведены работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог, построены новые ж/д пути и новый аэропорт в Ташкенте.

Ведется работа по созданию сети магистральных автодорог и транспортных коридоров между разными городами. Развивается транспортная логистика, и создана новая концепция с планами реализации до 2030 года. В ней устанавливаются единые системы подходов, предусматриваются меры и механизмы по их воплощению. 

Благодаря уже проведенной работе, удалось увеличить объем грузоперевозок на 15%. Продолжается реализация мероприятий по ремонту автомобильных дорог и строительству логистических центров. За последнее время было возведено около 20 таких объектов, выполняющих функцию обработки, хранения и перевозки продукции.

Сумма инвестиций —более 120 млрд сумов (один рубль = 200 сум). Проведенные работы привели к снижению затрат на погрузку-разгрузку и логистику. Ускорился процесс доставки и упростился процесс оформления документации.

Итоги

В последние 10 лет транспортная логистика Узбекистана активно развивалась, что привело к росту импорта и экспорта, снижению затрат и повышению скорости перевозок. Для транспортировки грузов применяются все виды транспорта, что повышает эффективность и позволят планировать маршрут, доставляя любой товар в установленные заказчиком сроки.

Рейтинг: 6
Всего оценок: 2 Комментариев: 0 Просмотров: 2461
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 21-07-2022 / Обновлено: 21-07-2022
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: